Искусство Древнего мира.
Книга посвящена истории мирового искусства от наскальных рисунков первобытного человека до памятников древнейших цивилизаций Древнего Египта, Ассиро-Вавилонии, Греции, Рима. Написанное в живой и занимательной форме, издание будет служить как увлекательным чтением, так и пособием по курсу 'Мировая художественная культура'.
Искусство Вавилона и Ассирии.
В середине XIX в в Междуречье, на территории современного Ирака, начались раскопки. Они продолжаются
до сих пор. Найдены остатки зданий и даже целых городов, извлечены из земли статуи и рельефы, предметы
и оружие...
Искусство древнего Египта.
Египтяне первыми начали создавать каменные здания. До наших дней сохранилось многое из того, что построили древние архитекторы в долине
Нила: похожие на башни ворота храмов, стены, колонны, обелиски...
Скульптурные портреты царицы Нефертити.
К самым замечательным произведениям древнеегипетского искусства относятся два скульптурных портрета царицы Нефертити (XIV в. до н.э.)...
Искусство Древней Греции.
Древние греки были удивительно талантливым, веселым и жизнерадостным народом. Они любили танцы, музыку, спорт.
Они создали великолепные легенды о богах и героях...
Скульптура Древней Греции.
"Знатоки и подражатели греческих
произведений находят в их мастерских творениях не только прекраснейшую натуру, но и больше,
чем натуру, а именно некую идеальную ее красоту, которая... создается из образов,
набросанных разумом"...
Искусство ткачества или истинное "золото" инков.
Для вторгшихся в страну испанцев золото, несомненно, было самой желанной добычей. Но среди
инков наиболее ценным сокровищем считались ткани, это объяснялось трудоемкостью их производства...
Почтение к "живому" камню.
Инки рассматривали камень не только как прочный, в изобилии имеющийся строительный материал,
они обожествляли его. В пустынных и бесплодных горных районах, где зарождалось богословие инков...
Искусство работы с металлом.
Никакие другие народы доколумбовой Америки не располагали таким богатым набором
технических приемов обработки металлов, как индейцы чиму и инки...
Краткие биографии великих художников. Суриков, Нестеров, Коровин, Тициан
Василий Суриков (1848-1916)
Василий Иванович Суриков родился в Красноярске, в семье губернского регистратора, 12 января 1848 года. Мать будущего художника Прасковья Федоровна была превосходной вышивальщицей, а узоры для вышивки тоже рисовала сама. Василий с детства был внимательным, и приглядывался к лицам, рассматривая их как картинки.
В 1856 году Суриков поступил на учебу в приходское училище, где, к счастью, был замечен даровитым художником Н.В. Гребневым, который занимался с ним рисованием, просвещал в области искусства, научил рисовать акварельными красками с натуры. В результате Суриков еще в юности в совершенстве овладел таким сложным искусством, как акварельная живопись.
В одиннадцать лет Суриков осиротел. Чтобы начать зарабатывать, по окончания училища будущий художник был вынужден работать в канцелярии, но своего желания быть художником не оставлял и даже давал уроки рисования ученикам. Счастливое участие в его судьбе принял купец П.И.Кузнецов, который оплатил ему затраты для учебы в Академии художеств. Поначалу у Сурикова не сразу получилось поступить в Академию, так как он провалился на одном из экзаменов. Он поступил туда со второй попытки после окончания Рисовальной школы в 1869 году, где и проучился до 1875 года.
Излюбленным мотивом, всецело поглощавшим художника, была русская история, которой посвящены все величайшие картины Сурикова: "Утро стрелецкой казни", "Меньшиков в Березове", легендарная "Боярыня Морозова", "Покорение Сибири Ермаком", "Переход Суворова через Альпы", "Степан Разин" – все эти произведения увековечили имя художника в русской живописи.
6 марта 1916 года Сурикова не стало. После него остались грандиозные полотна, по своему масштабу охватывающие целые пласты российской истории, переданные максимально живо, страстно и реалистично. Суриков не имел учеников, так и оставшись недосягаемым художником для всех последующих поколений.
Больше о художнике Василии Сурикове можно узнать на сайте
artsurikov.ru.
Михаил Нестеров (1862-1942)
Михаил Нестеров родился в 1862 году, на Урале, в городе Уфе.
Впоследствии Нестеров воспел тихую, скромную красоту своей Родины в многочисленных пейзажах, в которых он по праву - наряду с Левитаном - стал певцом русского национального пейзажа.
Рос Нестеров в семье купца. Даже в наше время его можно назвать долгожителем, так как ходил он по Земле целых восемьдесят лет. Свое творчество будущий художник начал в гимназии, которая находилась в Уфе. После окончания в 1874 году, он отправляется в Москву для продолжения своего обучения в училище. И с 1876 по 1881 год обучался в Училище живописи, ваяния и зодчества, и в натурном классе Академии художеств. Его наставниками были выдающиеся люди и художники того времени В.Г.Перов, И.Н.Крамской, а друзьями-учениками Левитан, Коровин, Степанов.
В 1885 году получает высокое звание свободного художника за картину "Призвание Михаила Федоровича Романова". Третьяков, основатель знаменитой галереи приобретает к себе в коллекцию его первую чудесную картину "Пустынник" (1889).
Вскоре после "Пустынника" Нестеров создает свой главный шедевр - "Видение отроку Варфоломею", одну из самых прекрасных и пленительных картин во всей истории русской живописи.
Но судьба была не так уж и милостлива к молодому художнику - в 1886 скончалась его дорогая жена. Пережив тяжелый душевный кризис, Нестеров, сильно изменившийся, продолжил свою жизнь и свое творчество.
Нестеров показал в своем творчестве русскую природу и старину в картинах "Юность преподобного Сергия", "Святая Русь", а также всевозможные росписи храмов и обителей. Нестеров участвовал в выставках Товарищества передвижных художественных выставок и был одним из членов-учредителей "Союза русских художников". В 1907 году прошла персональная выставка художника в Петербурге. После революции 1917-го года Нестеров показал себя как мастер психологического портрета (портреты хирурга С.С. Юдина, братьев Кориных, Виктора Васнецова, архитектора А.В. Щусева, В.И. Мухиной, И.П. Павлова и др). В 1942 году Нестеров получает заслуженное звание деятеля искусств РСФСР.
Последнее утешение художник отразил в картине "Осень в деревне", которая была написана за несколько месяцев до его смерти. И он творил ни смотря ни на что - ни на преклонный возраст, ни на болезнь, ни на лишения военного времени. Для молодых художников советского времени Нестеров являл собой живую связь двух эпох - ушедшей Руси с ее золотым веком культуры и искусства, и новой страны, страны большевиков и бездуховности.
18 октября 1942 года выдающего художника не стало, но осталась его душа и его понимание, в его картинах, портретах и рисунках.
Больше о художнике Михаиле Нестерове можно узнать на сайте
art-nesterov.ru.
Константин Коровин (1861-1939)
Русский импрессионист Константин Алексеевич Коровин родился 23 ноября 1861 года в Москве. Родители его были купцами и семья была весьма состоятельной. Кстати, эта семья подарила миру и еще одного художника - Сергея Коровина - брата Константина Алексеевича.
По достижении четырнадцати лет Константин Александрович поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на архитектурное отделение. Но, отучившись два года на архитектора, выбирает живопись и переходит на соответствующее отделение. Завершать образование Коровин отправляется в Петербург, где поступает в Академию художеств. Однако он очень быстро разочаровался в существующих методах обучения и уже спустя три месяца покидает академию.
Коровин дружил с известными художниками Левитаном и Серовым. С последним Константин Алексеевич путешествует по Северу в 1888 и в 1894 годах. Это дало ему вдохновение к написанию таких своих работ, как "Гавань в Норвегии", "Гаммерфест. Северное сияние" и "Мурманский берег", а также "Ручей святого Трифона в Печенеге".
В Нижнем Новгороде был построен павильон Северной железной дороги, по проекту Коровина, и он сам оформил его в 1890 году.
В 1900-х годах художник активно работал над эскизами костюмов и декорациями к спектаклям Большого театра и Мариинского театра. А во время Первой Мировой войны Коровин являлся консультантом по маскировке, работал в штабе русской армии.
С 1901 года Константин Алексеевич становится преподавателем Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
После свершения октябрьской революции Коровин курирует вопросы по сохранению памятников исскуства и продолжает сотрудничество с театром. Но в 1923, прислушавшись к совету Луначарского, уезжает во Францию. Вообще, французские импрессионисты наложили отпечаток на его творчество, что видно в его городских пейзажах.
В эмиграции Коровин ярко проявляет свои литературные таланты - пишет рассказы и воспоминания, ставшие классикой русского мемуара. Скончался Константин Алексеевич вдали от родины - В Париже - 11 сентября 1939 года. Но память о нем хранится в его работах, огромное количество которых находится в Русском музее.
Больше о художнике можно узнать на kkorovin.ru.
Тициан Вечеллио (1480-1576)
Итальянский живописец Тициан Вечелио считается одним из величайших художников всех времен, его творчество оказало огромное влияние на художников всех последующих поколений.
Родился Тициан в 1480 году, в городке Кадоре, расположенном на реке Пьяве, что находится у подножия Альп.
Окончив школу Джованни Беллини, Тициан начинает свое восхождение к вершинам изобразительного мастерства. В 1508-1509 году работает над фресками Фондако Деи Тедеи, где пишет "Мадонну с четками", а в 1513 году становится официальным живописцем Венецианской республики, отвергнув приглашение Папы Льва Х приехать на работу в столицу Италии Рим. Сотрудничает с иностранными дворами, пишет портреты. В 1526 году написана "Мадонна Пезаро".
В 1539 году, благодаря отношениям с семейством Фарнези, Тициан, наконец-то, отправляется в Рим. После плодотворной работы в Риме Тициан вновь вернулся в Венецию.
В 1548-1550 году Тициан совершил поездки в Аугсбург, где после смерти Карла V Тициан становится главным исполнителем заказов молодого принца Филиппа.
К 1570-1576 году относятся последние работы художника. Тициан работал над полотнами буквально до последних минут своей жизни. Смерть от чумы 26 августа 1576 года прервала работу над "Оплакиванием Христа" в Венеции. Эту картину Тициан задумывал для собственного надгробия. Он хотел быть погребен в капелле Христа в церкви Фрари и это грандиозное полотно, являющееся, по сути, живописным завещанием мастера, заканчивал его ученик Пальма Младший.
Больше о художнике Тициане можно узнать на сайте
titian.ru.