Краткие биографии великих художников. Верещагин, Поленов, Врубель, Серов
Василий Верещагин (1842-1904)
Василий Васильевич Верещагин был одной из самых знаменитых личностей в российской истории 19-го века, в которую он вошел не только в качестве живописца и одного из известных художников-баталистов. Верещагин был литератором, путешественником и настоящим солдатом.
Родился Василий Васильевич в помещичьей семье 26 октября 1842 года в Новгородской губернии, в городе Череповце. Все четверо сыновей (у Верещагина было два младших и один старший брат) были отправлены в военные учебные заведения.
В возрасте девяти лет он был определен в морской кадетский корпус. После учебы последовал недолгий период службы и уход в отставку. В 1860 году началась его учеба в петербургской Академии художеств, откуда он в 1863 году уехал на Кавказ, а по истечению года - в Париж. Там Верещагин одновременно учился и работал под наставлением художника Жерома с 1864 по март 1865 года. По окончании учебы Верещагин снова вернулся на Кавказ, где писал с натуры, а осенью 1865 отправляется в Петербург, откуда снова в Париж - продолжать свою учебу в Парижской академии. В 1866 году, официально завершив свое обучение, Василий Васильевич возвращается домой.
Уже в 1867 художник был приглашен на службу самим командующим русскими войсками в Средней Азии, генерал-губернатором Туркестана К.П.Кауфманом. Верещагин принимал участие в обороне осажденной цитадели Самарканда, где был ранен. За свои подвиги он получил Орден Святого Георгия 4-го класса.
В 1869 году в Москве при содействии Кауфмана была организована "Туркестанская выставка", на которой Верещагин продемонстрировал свои работы, привезенные из поездки. Выставка имела грандиозный успех, которому позавидовал бы любой другой художник. Затем последовали выставки в Лондоне и Петербурге, и всюду Верещагину сопутствовал успех и громкая слава.
Но в 1877 году снова пришла война, и снова Верещагин направляется в действующую армию, оставив мастерскую в Париже, ради того, чтобы принять участие в русско-турецкой войне. В июне 1877 г. художник получил тяжелое ранение.
После этого Верещагин много путешествовал и работал. Но видимо, ему не было суждено умереть мирной смертью - погиб Василий Васильевич 31 марта 1904 года, взорвавшись на броненосце "Петропавловск" в ходе сражения при Порт-Артуре.
Больше о художнике Василии Верещагине можно узнать на сайте
veresh.ru.
Василий Поленов (1844-1927)
Поленов Василий Дмитриевич родился в дворянской семье в Петербурге 20 мая 1844 года. Учился он в петрозаводской гимназии, а, закончив курс обучения, стал учеником Императорской Академии Художеств, там он познавал секреты мастерства у Павла Петровича Чистякова.
Как автор картины "Иов и его друзья" в 1869 году Поленов стал обладателем малой золотой медали, а спустя два года получил большую золотую медаль за свою конкурсную работу "Христос воскрешает дочь Иаира". Приблизительно в то же время - в 1872 году - Василий Дмитриевич оканчивает юридический факультет в Петербургском университете.
Отправившись за рубеж, как пенсионер Академии, Поленов посещает красивейшие города Европы, сокровищницы мировой живописи: Венецию, Флоренцию, Неаполь, Мюнхен, Вену, Париж. Именно в Париже знаменитый художник создал свое полотно "Арест графини д’Этремон", которая обеспечила ему звание академика в 1876 году. Тогда же он вернулся в Россию и спустя некоторое время был отправлен на русско-турецкую войну. На протяжении этой войны Поленов был при главной квартире наследника-цесаревича, которого позже узнают как императора Александра III, и являлся его официальным художником. После того, как война была закончена, Василий Дмитриевич возвратился в Москву. С 1879 года Поленов являлся активным деятелем Товарищества передвижных художественных выставок. Он путешествовал по Палестине, Египту и Сирии, посетил Константинополь, откуда привез множество этюдов, ярких и свежих по живописи.
В своем творчестве он сумел соединить, казалось, несоединимое - восточную мудрость родины Христа и душевный русский пейзаж с деревней.
"Этот незаурядный, удивительный, настоящий русский человек, - писал о нем певец Федор Шаляпин, - как-то сумел распределить себя между российским озером с лилией и горячими песками азиатской пустыни. Его Христос, его евангельские сцены, его первосвященники - как мог он совместить в своей душе это красочное величие с тишиной русского озера с карасями? Не потому ли, впрочем, и над его тихими озерами веет дух божества?"
А Игорь Грабарь, известный художник и историк искусства, писал в 1914 году Поленову: "Я совершенно согласен с Вами, что в Вас сидит или, если угодно, сидело целых три художника: средневековый, "московский" и палестинский или вообще восточный, и что все они весьма мало связаны один с другим". Помимо собственно живописи Поленов был также музыкантом, архитектором, и сделал очень много для русских людей по всей России. С 1882 по 1895 также был преподавателем Московского училища живописи, ваяния и зодчества. 1910-1918 годы прошли для Поленова в активной просветительской деятельности, он принимал участие в организации народного театра, построил по своему проекту дом и церковь в деревне.
Умер художник в селе Борок Тульской области, которое сейчас названо в его честь Поленово, 18 июля 1927 года. Память о прекрасном русском человеке навсегда останется в сердцах соотечественников.
Больше о художнике можно узнать на
vasily-polenov.ru.
Михаил Врубель (1856-1910)
Врубель Михаил Александрович родился 5 марта 1856 года в городе Омске. Отец его был офицером, и оттого семья часто переезжала.
В январе 1864 семья Врубелей переезжает в Саратов, где проживает до апреля 1867 года.
В это время совсем еще юный Михаил занимается у А.С.Година - выпускника Академии Художеств и известного в Саратове художника.
В 1874 году Михаил Александрович оканчивает Одесскую классическую гимназию и по настоянию отца поступает на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Там же Врубель посещает вечерний класс П.П.Чистякова в Академии художеств. После института последовало отбывание воинской повинности и назначение в главное военно-судное управление.
Но в 1880 году Врубель возвращается к своему истинному призванию и становится студентом Российской Академии художеств. Тут он сразу же стал выделяться среди иных учащихся, ведь стиль Врубеля часто шел в разрез с академическими устоями живописи. У него свой, особый взгляд на классические сюжеты. Показательными являются уже первые акварели Врубеля "Пирующие римляне" и "Введение во храм". Врубель получает первое признание в узких кругах, и первые свои заказы.
В 1884 году, по приглашению профессора Прахова, Врубель отправляется в Киев. Здесь главной его работой являлись религиозные мотивы, в этот период своего творчества он создавал иконы и стенные росписи во время реставрации Кирилловской церкви. Так и невоплощенными остались эскизы росписи для Владимирского собора, так как были "нерелигиозны" и далеки от канонического идеала по мнению церкви. К Киевскому периоду, который длился до 1889 года, относится и знаменитый портрет "Девочка на фоне персидского ковра", который был написан в 1886.
Талант Врубеля был настолько впечатляющ, необычен и загадочен, что некоторые из знакомых Михаил Александровича в 1900-х годах начинают подозревать у художника признаки психического расстройства. Он неустанно работает над темой Демона, занимавшей его на протяжении последнего десятилетия жизни. В это время также резко ухудшается зрение Врубеля. Величайший художник, подаривший миру такие работы, как "Царевна-Лебедь", "Пан", "Сирень", "Демон сидящий", "Испания" ушел из жизни 1 апреля 1910 года в Санкт-Петербурге. Похоронили его на Новодевичьем кладбище. Его работы хранятся в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге и Третьяковской галерее.
Больше о художнике можно узнать на
vrubel-world.ru.
Валентин Серов (1865-1911)
Валентин Александрович Серов родился в 1865 году, в Петербурге, в интеллигентной семье. Александр Николаевич Серов - отец будущего художника - был известным композитором и художественным критиком. Мать сочиняла музыку и была пианисткой. Серов с детства был окружен атмосферой искусства и творчества. Мальчик остался без отца в возрасте шести лет. О сыне заботилась мать. Обратив внимания, что Валентин хорошо рисует, вместе с ним поехала в Париж, где жил в то время Репин. Репин принял ученика и занимался с ним целый год. Впоследствии ученичество переросло в настоящую дружбу двух великих художников. В 1880 году Серов по рекомендации Репина поступает в Академию художеств. Теперь его наставником становится Чистяков, от которого Серов перенимает манеру выстраивать рисунок с математической точностью. В 1885 году Серов уходит из Академии, считая, что больше там учиться нечему. В этом же году он пишет картину "Волы" с достаточно простым сюжетом, при этом она остается очень гармоничной по стилю исполнения и цветовым акцентам.
Спустя два года художник создает свои первые шедевры - "Девочка с персиками" и "Девушка, освещенная солнцем", о которых Александр Бенуа писал:
"Замечательно, что уже самые первые серовские картины, в отличие от репинских, уже красивы. Уже в них с изумительной непринужденностью разрешены чудесные аккорды, уже в них выразилось стремление к гармоничности целого. Никогда Серов не пытался рассказывать, пояснять, забавлять. Он не стыдился своего призвания живописца; он не порывался к более "полезной" деятельности, а весь отдался разрешению чисто живописных задач, зато и достиг в этом направлении полного успеха. Можно положительно сказать, что то, что мог дать и чего не дал Репин, обладающий не меньшим чисто живописным даром, но всю свою жизнь сбивавшимся с толку, то самое дал Серов, являющийся рядом с Левитаном самым красивым и даже самым поэтичным художником конца XIX века..."
С 1894 года Серов стал художником-передвижником, затем с 1897 по 1909 годы он вел курсы в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, воспитав новое поколение художников, среди которых наиболее известные: Петров-Водкин, Крымов, Кузнецов и другие. Художника не стало в 1911 году, но остались его светлые работы, о которых сам художник говорил: "... все, чего я добивался, это свежести..."
Больше о художнике можно узнать
на vserov.ru.