Скульптура Древней Греции
Сталкиваясь с греческим искусством, многие выдающиеся умы выражали неподдельное
восхищение. Один из известнейших исследователей искусства древней Греции, Иоганн
Винкельман (1717-1768) говорит о греческой скульптуре: "Знатоки и подражатели греческих
произведений находят в их мастерских творениях не только прекраснейшую натуру, но и больше,
чем натуру, а именно некую идеальную ее красоту, которая... создается из образов,
набросанных разумом". Все, кто пишет о греческом искусстве, отмечают в нем удивительное
сочетание наивной непосредственности и глубины, реальности и вымысла. В нем, особенно
в скульптуре, воплощен идеал человека. В чем же особенность идеала? Чем он очаровывал
людей настолько, что состарившийся Гете рыдал в Лувре перед скульптурой Афродиты?
Греки всегда полагали, что только в прекрасном теле может жить прекрасная душа.
Поэтому гармония тела, внешнее совершенство - непременное условие и основа
идеального человека. Греческий идеал определяется термином
калокагатия (греч. kalos - прекрасный + agathos добрый).
Так как калокагатия включает в себя совершенство и телесного сложения, и
духовно нравственного склада, то одновременно с красотой и силой идеал
несет в себе справедливость, целомудрие, мужество и разумность. Именно
это делает греческих богов, изваянных древними скульпторами, неповторимо
прекрасными.
Лучшие памятники древнегреческой скульптуры были созданы в V в. до н.э.
Но до нас дошли и более ранние произведения. Cтатуи VII - VI вв. до н.э.симметричны:
одна половина тела - зеркальное отражение другой. Скованные позы, вытянутые руки
прижаты к мускулистому телу. Ни малейшего наклона или поворота головы, но губы
раскрыты в улыбке. Улыбка словно изнутри освещает скульптуру выражением радости жизни.
Позднее, в период классицизма статуи приобретают большее разнообразие форм.
Были попытки алгебраически осмыслить гармонию. Первое научное исследование
того, что есть гармония, предпринял Пифагор. Школа, которую он основал,
рассматривала вопросы философско-математического характера, применяя
математические выкладки ко всем сторонам действительности. Не составили
исключения ни музыкальная гармония, ни гармония человеческого тела или
архитектурного сооружения. Пифагорейская школа считала число основой
и началом мира.
Какое отношение имеет теория чисел к греческому искусству? Оказывается,
самое прямое, поскольку гармония сфер Вселенной и гармония всего мира
выражается одними и теми же отношениями чисел, главные из которых -
отношения 2/1, 3/2 и 4/3 (в музыке это соответственно октава, квинта и кварта).
Кроме того, гармония предполагает возможность вычисления любого соотнесения
частей каждого предмета, в том числе и скульптуры, по следующей пропорции:
а / b = b / с, где а - любая меньшая часть объекта, b - любая большая часть, с - целое.
На этом основании великий греческий скульптор Поликлет (V век до н.э.) создал
скульптуру юноши-копьеносца (V в. до н.э.), которую называют ''Дорифор" ("Копьеносец")
или "Канон" - по названию сочинения скульптора, где он, рассуждая о теории искусства,
рассматривает законы изображения совершенного человека. Считается, что рассуждения
художника можно отнести и к его скульптуре.
Статуи Поликлета полны напряженной жизни. Поликлет любил изображать атлетов
в состоянии покоя. Взять того же "Копьеносца". Этот могучего сложения человек
полон чувства собственного достоинства. Он стоит неподвижно перед зрителем.
Но это не статичный покой древнеегипетских статуй. Как человек, умело и легко
владеющий своим телом, копьеносец чуть согнул одну ногу и переместил тяжесть
корпуса на другую. Кажется, что пройдет мгновение и он сделает шаг вперед, повернет
голову, гордый своей красотой и силой. Перед нами человек сильный, красивый, свободный
от страха, гордый, сдержанный - воплощение греческих идеалов.
В отличие от своего современника Поликлета, Мирон любил изображать свои статуи
в движении. Вот, например, статуя "Дискобол" (V в. до н. э.; Музей Терм. Рим). Ее автор,
великий скульптор Мирон, изобразил прекрасного юношу в момент, когда тот замахнулся
тяжелым диском. Его захваченное движением тело изогнуто и напряжено, как готовая
развернуться пружина. Под упругой кожей отведенной назад руки взбугрились
тренированные мускулы. Пальцы ног, образуя надежную опору, глубоко вдавились
в песок. Статуи Мирона и Поликлета были отлиты из бронзы, но до нас дошли лишь
мраморные копии с древнегреческих оригиналов, сделанные римлянами.
Величайшим ваятелем своего времени греки считали Фидия, украсившего мраморной
скульптурой Парфенон. В его скульптурах особенно отражено, что боги в Греции есть
не что иное, как образы идеального человека. Лучше всего сохранилась мраморная
лента рельефа фриза длиной 160 м. На ней изображено шествие, направляющееся
в храм богини Афины - Парфенон.
Скульптура Парфенона сильно пострадала. А "Афина Парфенос" погибла еще в глубокой
древности. Она стояла внутри храма и была несказанно прекрасна. Голова богини с
невысоким гладким лбом и округлым подбородком, шея и руки были сделаны из слоновой
кости, а волосы, одежда, щит и шлем были вычеканены из листов золота. Богиня в образе
прекрасной женщины - олицетворение Афин.
Множество историй связаны с этой скульптурой. Сотворенный шедевр был настолько
велик и знаменит, что у его автора сразу появилась множество завистников. Они пытались
всячески насулить скульптору и искали разные причины по которым можно было бы
обвенить его в чем-нибудь. Говорят, что Фидия обвиняли в том, что тот якобы утаил
часть золота, данного как матерьял для убранства богини. В доказательство невиновности
Фидий снял со скульптуры все золотые предметы и взвесел их. Вес в точности совпал
с весом данного на скульптуру золота. Тогда Фидия обвенили в безбожии. Причиной
этому послужил щит Афины. На нем был изображен сюжет битвы греков с амазонками.
Среди греков Фидий изобразил себя и любимого им Перикла. Изображение Фидия на щите
и стала причиной конфликта. Несмотря на все достежения Фидия, общественность Греции
смогли настроить протев него. Жизнь великого скульптора заканчилась жестокой казнью.
Достижения Фидия в Парфеноне были не исчерпующими для его творчества.
Скульптор сотворил множество других произведений, лучшими из котрых стали
колоссальная бронзовая фигура Афины Промахос, воздвигнутая на Акрополе примерно
в 460 г. до н.э., и не менее огромная фигуры из слоновой кости и золота Зевса для
храма в Олимпии. К сожалению, более не существует подлинных работ, и мы не можем
увидеть своими глазами великолепные произведения искусства Древней Греции.
Остались лишь их описания и копии. Во многом тому причиной послужило фанатичное
уничтожение статуй верующими христианами.
Так можно описать статую Зевса для храма в Олимпии: Огромный
четырнадцатиметровый бог восседал на золотом троне, и казалось,
встань он, распрями широкие плечи - тесно станет ему в обширном
зале и низок окажется потолок. Голову Зевса украшал венок из ветвей
маслины - знак миролюбия грозного бога.Лицо, плечи, руки, грудь были
из слоновой кости, а плащ - перекинут через левое плечо. Венец, борода
Зевса были из сверкающего золота.
Фидий наделил Зевса человеческим благородством. Его благообразное лицо, обрамленное
курчавой бородой и вьющимися волосами, было не только строгим, но и добрым, поза
торжественна, величава и спокойна. Сочетание телесной красоты и доброты души
подчеркивало его божественную идеальность. Статуя производила такое впечатление,
что, по словам древнего автора, люди, удрученные горем, искали утешения в созерцании
творения Фидия. Молва объявила статую Зевса одним из "семи чудес света".
Работы всех трех скульпторов были схожи тем, что все они изображали гармонию красивого
тела и заключенной в ней доброй души. Это было основным направлением того времени.
Конечно, нормы и установки в греческом искусстве менялись на протяжении истории.
Искусство архаики было более прямолинейным, в нем отсутствовала полная глубокого
смысла недоговоренность, которая восторгает человечество в периоде греческой классики.
В эпоху эллинизма, когда человек потерял ощущение устойчивости мира, искусство
утратило свои старые идеалы. В нем стали отражаться чувства неуверенности в будущем,
царящие в общественных течениях того времени.
Одно объединяло все периоды развития греческого общества и искусства:
это, как пишет М. Алпатов, особое пристрастие к пластике, к пространственным
искусствам. Подобное пристрастие объяснимо: огромные запасы разнообразного
по расцветке, благородного и идеального материала - мрамора - представляли
широкие возможности для его реализации. Хотя большинство греческих скульптур
выполнялось в бронзе, так как мрамор был хрупок, однако именно фактура мрамора
с его цветом и декоративностью позволяла с наибольшей выразительностью
воспроизводить красоту человеческого тела. Поэтому чаще всего "человеческое
тело, его строение и податливость, его стройность и гибкость привлекали к себе
внимание греков, они охотно изображали человеческое тело и обнаженным, и в
легкой прозрачной одежде".
Автор:
Злыгостев И.С.
Литература:
1. Детская Энциклопедия, том 12, второе издание, М., "Просвещение", 1968.
2. Быстрова А. Н. "Мир культуры, основы культурологии"
3. Поликарпов В.С. Лекции по культурологии - М.: "Гардарика", "Экспертное бюро", 1997
4. http://www.uic.ssu.samara.ru/~ancient/rus/g42s.htm - Высокая классика. Скульптура.
Древняя Греция.
Сколько стоит Аренда квартиры.
|