история







разделы



предыдущая главасодержаниеследующая глава

ХРОНОЛОГИЯ


Древний Восток не знал научной хронологии и не вел летосчисления по эрам. Для 11 практических обыденных потребностей как в Вавилонии, так и в Египте и Израиле, сначала отмечали года по выдающимся событиям. В Вавилонии это видно из многих документов древнейшего времени (напр.: «год, как Шульги воцарился», «год, когда было нашествие на Ганхар во 2-й раз») и из списков таких дат, составлявшихся в сокращенной форме для справочных целей постепенно, на основании получавшихся циркулярным порядком распоряжений о наименовании года. Не каждый год мог получить особое название: приходилось иногда обозначать года по названию предшествующего года, напр.: «год, после того, в который был основан Дурмати»... Возможно, что к таким приемам прибегали, образуя как бы своеобразные малые эры, особенно в отдаленных городах, куда не доходили во-время новые распоряжения. Следы подобного обыкновения сохранились и в библии (см. Амос 1, 1. Исаия 14, 28 и др.). В Египте, как это ясно из Палермского камня и многочисленных следов в более позднее время, года сначала датировались по событиям (напр., «год битвы и поражения нижне-египтян»), потом (со II дин.) особенно стали употребляться датировки по цензам, ведшимся каждые два года от начала каждого царствования («год второго счисления», «год после пятого счисления»); мало-по-малу счисления стали производиться ежегодно, и таким образом, путем опущения слова «счисления», датировки естественным путем стали делаться по годам царствования. Несмотря на неудобство, происходящее от постоянной перемены исходного пункта, в Египте Нового царства, начиная с XVIII дин., счет велся от вступления на престол каждого царя, хотя раньше, в эпоху Древнего и Среднего царств и в позднейшие времена, начиная с XXVI дин., устраняли происходящую при этом путаницу, начиная счет годов царя с предшествующего воцарению новолетия и присчитывая, таким образом, к ним последние месяцы предшественника. В Вавилонии, где счет по годам царствований вошел в употребление со времени касситов, и в поздней Ассирии поступали иначе — начинали счет с следующего за воцарением нового года, а первые месяцы каждого царя называли «началом царствования».

Счет по событиям и царствованиям, весьма непрактичный для деловой жизни, хотя и снабжает историка драгоценными сведениями в наименованиях годов, но до чрезвычайности затрудняет научную хронологию. Долгое время египетская историяизлагалась почти без хронологического масштаба, не по столетиям,а по династиям. Только для Древнего царства у нас есть остатки анналов на так наз. Палермском камне [и других фрагментах Каирского музея и собрания Петри]. Если бы Туринский папирус лучше сохранился и обнимал всю историю Египта, и если бы манефоновские цифры возбуждали больше доверия, было бы значительно проще: мы бы знали продолжительность каждого царствования, и отсутствие эры не было бы так ощутительно. Но, к несчастью, Туринский папирус дает только Древнее и Среднее царства в крайне поврежденном виде; иногда для целых династий (IX—X) пропали даты. От царей Нового царства у нас есть датированные надписи, но какой год царя был последним — мы не знаем, так как, кроме известных нам текстов, могли быть не дошедшие до нас другие, с более поздними датами; наконец, от последних лет царя может вовсе не быть документов. Только в немногих случаях мы знаем продолжительность царствований некоторых фараонов. Были в Египте и смутные времена, от которых совсем не дошло памятников. Как, определить их продолжительность? Долгое время египтологи были в отношении хронологии в беспомощном положении. Опорными пунктами их, если не считать танисской надписи Рамсеса II, датированной по местной эре 400 годом «царя Сети-Нубти», были исключительно известия греческих писателей о XXVI династии, а для более древнего времени — упоминания об Египте в ассирийских летописях и библии. Но библейская хронология сама представляет затруднения. Открытие архива в Телль-Амарне дало возможность, на основании вавилонской хронологии, приурочить время XVIII дин.; что же касается Древнего царства и начала Египта, то здесь между учеными были колебания на целые тысячелетия: одни начало египетского государства относили к 5869 (Шамполлион), к 5700 г. (Бек), другие (Бунзен) — к 3620 г. или (Лепсиус) — 3892 г. Кроме неисправности манефоновских цифр, здесь еще осложняли дело способы египетских датировок и несовершенство египетского года. Он был солнечным, но состоял из 12 равных месяцев по 30 дней + 5 дополнительных дней в конце; начало года и начало подъема Нила теоретически совпадали с первым появлением на утреннем небе созвездия Сириуса и летним солнцеворотом. Но Сириус восходил каждые 4 года днем позже, таким образом год Сириуса почти совпадал с полным солнечным годом в 365 1/4 суток, следовательно, египетский гражданский год был меньше настоящего на 1/4 суток и расходился с ним на целый день каждые 4 года. Само собой разумеется, через большой промежуток времени это несовершенство года, устраняемое у нас при помощи високоса, в Египте должно было повести к большим неудобствам: времена года не совпадали, праздники не приходились в надлежащее время, пока чрез 365 х 4 = 1 460 нормальных или 1 461 гражданских лет разница не достигала целого года, и египтяне снова не видели на утреннем небе в день нового года Сириуса(αποχαταστασις). Этот период в 1460 л. был известен в эллинистическое время, как период Сириуса, и Цензорин упоминает об его начале под 139 г. н. э. (по ошибке вместо 140 г.), когда восход созвездия пал на день нового года; математик Феон упоминает и предшествующий период, как эру царя Менофрия (может быть, Менпех-тира-Рамсеса I) 1321 г. Невидимому, и Манефон говорил об этих «периодах Сириуса», но какую роль играли они в фараоновском Египте, и как справлялись египтяне со своими календарными затруднениями, мы не знаем. Полагают, что они привыкли к ним: в жизни одного поколения разница против постоянного года на какие-нибудь 10-15 дней не особенно заметна. Нам известно только, что когда солнцеворот разошелся с началом египетского года более чем на полмесяца, месяцы были передвинуты на один назад. Других исправлений календаря не делалось. За это говорит прежде всего следующее место у Гемина (I в. до н. э.): «Египтяне держатся совершенно другого мнения, нежели греки, ибо они считают свои года не по солнцу, а свои дни и месяцы — не по луне, но поступают по своим своеобразным основаниям. Они хотят, чтобы жертвы богам не приносились всегда в определенное время года, но проходили чрез все времена года, и летний праздник делался осенним, зимним и весенним»... Кроме того, мы знаем, что при Птолемее III (238 г.) была попытка календарной реформы, «чтобы времена года снова отправляли свои функции». Реформа эта, состоявшая, вероятно, в вставке, не привилась. Это также заставляет сомневаться, чтобы подобные реформы имели место раньше. Наконец, александрийский постоянный юлианский год, введенный в 25 г. и начинавшийся 29 августа, долго оставался в употреблении только у одних греков и называется в демотических документах «годом ионян»; туземцы продолжали довольствоваться своим подвижным годом. Между тем, наблюдения звездного неба в Египте играли не последнюю роль. До нас дошли не только таблицы звезд, но и самые инструменты для наблюдения (в Берлинском музее), о которых еще греки говорят (Климент Алекс.), называя их φοινιξ и ωρολογιον один гороскоп, сидя на корточках на крыше храма, смотрел одним глазом в дырочку пальмового инструмента на сидевшего против него лицом на одном меридиане товарища и, при помощи орологии с отвесом, определял положение звезд относительно его тела (если над головой — в зените); это заменяло египтянам ночные часы, напр.: «пятый час ночи, — созвездие «голова птицы» над левым глазом». Для определения дневных часов у них существовали особые приборы, хотя и довольно примитивного характера и не точные, дававшие указания по длине или направлению тени. Такие постоянные наблюдения приучили египтян отмечать и положение Сириуса, его восход всегда сопровождался известными празднествами, хотя бы и не приходился на день гражданского нового года. Отмечался, хотя и теоретически, и день нового года Сириуса. Уже на могильных плитах Древнего царства различали между «новолетием» и «первым днем года», разумея под первым, вероятно, начало нового года по Сириусу. В канопском декрете мы имеем официальное утверждение, что день восхождения Сириуса «есть день, в который восходит звезда Исиды и который в свящ. писаниях считается днем новолетия». И в надписях, и на папирусах сохранилось несколько заметок относительно этой звезды, которые можно понять как данные о ее восходе. Напр., в Элефантине найдена заметка из времен Тутмоса III, что восход Сируса был 28 числа 11-го мес.; в папирусе Эберса, что - в 9-й год Аменхотепа I—9 числа того же мес., а Берлинским музеем приобретен папирус, содержащий предписание о праздновании восхода Сириуса 16 числа 8-го месяца в 7-й год царствования Сенусерта III. Самая поздняя дата имеется в канопском декрете: в 9-й год Птолемея III (238г.) восхождение Сириуса пало на 1-е число 10-го месяца. Вспомогательными данными являются упоминания в текстах о высоте Нила в тот или другой месяц подвижного года, о сборе льна, о температуре и т. п. Таковы данные, которые относятся уже к области, недоступной для историка; на помощь должен притти математик-астроном. Такой действительно нашелся в лице Mahler'a, который в своих многочисленных статьях обратил внимание на данные египетских текстов о Сириусе, фазах луны и т. п., пытался восстановить хронологию египетской истории Среднего и Нового царств и, между, прочим, на основании указаний о двух новолуниях в царствование Тутмоса III, вычислил его года, хотя, может быть, и не совсем точно, так как исходил от действительного, а не видимого новолуния. Комбинируя данные, полученные астрономическим путем, с теми, которые можно получить путем тщательного исследования датировок Туринского папируса, других царских списков и Манефона, Эд. Мейер дал приблизительную хронологию всей египетской истории. Он полагает, что египетский календарь мог возникнуть только в то время, когда предсолнечный восход Сириуса действительно совпадал с летним солнцестоянием и началом разлития Нила и приходился, на 19 июля (юлианское). А это было в 4241 г. на широте Мемфиса и Илиополя. Присчитывая вверх к древнейшей, определенной астрономической дате восхода Сириуса в 7-й г. Сенусерта III—1882—1879-8 гг., сохранившиеся года Туринского папируса— 955 (Древнее царство) + 160 + ? (XI дин.) + года царей XII дан., предшественников Сенусерта III + предположительное время для IX и, X дин., он определяет начало I династии между 3400 — 3200 гг. Конечно, не все с ним согласны, некоторые получают более раннюю дату, определяя астрономическим путем 7-й год царствования Сенусерта, другие стоят за так наз. «длинную» хронологию, отступая на один период Сириуса вверх и относя таким образом дату Сенусерта III к 3342 г., а следовательно, «Мину» - в V и даже в VI тысячелетие. Другие, напр., Леман-Хаупт, вносят поправки в его исходную дату. Действительно, она предполагает циклический характер периода Сотиса: на самом деле, солнечный год не ровно на 1/4 суток больше 365 дней и не безусловно равен году Сириуса; последний на разных широтах восходит не в один день; кроме того, не приняты в соображение изменения, вносимые предварениями равноденствий. Астрономически самая ранняя дата, добытая Эд. Мейером, должна быть изменена в 4236 г. и, пожалуй, было бы более правильным, не ставя для доисторических эпох точных данных, признать, что египетский календарь восходит к V тысячелетию.

[В 1917 г. немецкий египтолог Л. Борхардт выступил с новой хронологической схемой египетской истории, отличной от схемы Эд. Мейера. Опираясь на тщательно продуманное восстановление аннал Древнего царства, он получил путем остроумной комбинации и для Тинисской эпохи астрономически определенную дату восхода Сириуса. В связи с этим важным наблюдением, Борхардт указывает на невозможность пользования для вычисления начала I династии — 955 годами Туринского папируса, каковое число лет Эд. Мейером рассматривалось точной суммой лет правления царей Древнего царства. Контекст Туринского папируса, в котором сохранились эти 955 лет, настолько испорчен, по мнению Борхардта, что на основании его никаких выводов делать нельзя. Опираясь на данные выводы, Борхардт определяет начало первой династии 4186 г. до н. э. Его хронология встретила сочувствие среди некоторой части египтологов, а в 1919 г. ее принял и известный историк древнего мира, Леман-Хаупт. Г. Готье, издавший в 1915 г. новые фрагменты аннал Древнего царства, пришел путем одного восстановления этих аннал, примерно, к тому же определению времени начала династической истории Египта, что и Борхардт].

Ассиро-вавилонская хронология может быть точно установлена для последнего тысячелетия, особенно с 911 г. Здесь решают дело царские списки и списки эпонимов. В числе первых особенно важен так наз. Птолемеевский канон вавилонских царей, сохранившийся в Альмагесте и идущий от александрийских астрономов, обработавших вавилонские астрономические выкладки времени царя Набонасара (747—734), с которого и начинается список. Это случайное обстоятельство дало повод древним говорить о какой-то «эре Набонасара», а хронограф Панодор даже вывел заключение, что список не идет вверх от Набонасара потому, что этот царь якобы уничтожил документы своих предшественников... Списки эпонимов имеются у нас с перерывами с 911 г. и точно датируются, благодаря упоминанию в них солнечного затмения, определяемого астрономически 15 июня 763 г. Далее вверх идут хроники и списки вавилонских династий с годами, приводящие нас приблизительно к 2060 г, для начала первой вавилонской династии. Для ассирийской хронологии служат приводимые иногда в текстах синхронистические указания. Так, царь Синахериб, разгромив Вавилон в 689 г. до н. э., нашел в нем печать ассирийского царя Тукультининиба I, якобы пожертвованную этим царем 600 лет тому назад. Тот же царь взял иа Вавилона два ассирийских идола, увезенных вавилонянами 418 лет до этого времени из Ассирии (так наз. дата бавианской надписи). После покорения Элама Ассурбанипалом в 650 г., последний нашел там идол богини Наны, похищенный эламским завоевателем Кудурнахунди, по его словам, 1635 лет тому назад. Салманасар II (1300) говорит в своей надписи, что Шамши-Адад, патеси Ассура, за 580 лет до него, основал храм бога Ассура, который он возобновил после пожара, а Эришу, патеси Ассура, был еще за 159 л. до Шамши-Адада. Это приведет нас к 2040 г. По одной вавилонской хронике отец этого Эришу—Илусума был современником Суму-абу, основателя первой вавилонской династии, что вполне совпадает с датой, полученной из расчета вавилонских династий.

[Правда, Куглер в 1912 г. установил на основании астрономических данных, дошедших от I вавилонской династии, что начало этой династии восходит не к 2060 г. до н. э., как того требуют царские списки Вавилонии, а к 2225 г. до н. э. Эд. Мейер в третьем издании I тома своей Geschichte des Altertums, § 328, условно принял датировку Куглера, но Ф. Вейднер в своих работах 1915 и 1921 гг., восстанавливающих историю Ассирии на основании новых данных, полученных из раскопок в Ашуре, приходит путем сопоставления синхронистических указаний в истории Вавилонии и Ассирии к старой датировке начала I вавилонской династии 2060 г. (или, точнее, 2052 г. до н. э.)].

Для древнейших времен Сеннаара оказывают услуги остатки списков, например, найденный в Ниппуре и перечисляющий 40 царей Ура и Исина, начиная с Уренгура, с 342 годами, что приводит к концу XXIV в., а затем также относительное положение культурных слоев, обнаруживаемых при раскопках: остатки более древнего периода всего глубже. Из сопоставлений этих слоев, имен царей, шрифта, стиля и т. п. в разных центрах, получаются нередко решающие данные. Династия Агадэ с Саргоном I и Нарамсином на немного поколений оказывается старше Уренгура и может быть отнесена к концу первой половины III тысячелетия, а потому приходится признать ошибочным: показание последнего вавилонского царя Набонида. Последний нам сообщает, что во время работ по обновлению знаменитого храма бога Солнца в Сиппаре был найден документ древнего сиппарского царя Нарамсина, «документ, которого ни один царь не видел 3 200 лет». Таким образом, время этого царя по данному указанию падало на XXXVIII век. Между тем, и новейшие данные, полученные путем раскопок в Телло, Ниппуре, а также дошедший из Киша (?) современный Хаммурапи список древних династий первой половины III тысячелетия, не позволяют принять такой ранней даты.

[Открытия последних лет дали науке возможность почти полностью восстановить, подлинный список древнейших династий вавилонской традиции, начиная с царей до потопа вплоть до династий Исина и Ларсы, непосредственных предшественниц первой вавилонской династии. Но и этот полный царский список Сумиро-Аккада также не допускает отнесения царствования Нарамсина к XXXVIII веку, наоборот, он весьма веско говорит в пользу датировки Нарамсина временем, близким Уренгуру, родоначальнику династии Ура, ибо, согласно списку, лишь два с небольшим столетия отделяют обоих царей]. Поэтому мы можем вполне определенно утверждать, что наши современные сведения не дают возможности отнести древнейшие памятники Вавилонии — раньше чем к средине IV тысячелетия. Таким образом, начало двух великих культур Древнего Востока одновременно [а если правильна хронология Борхардта, то культура Египта древнее], и мы начинаем с изложения истории Вавилонии только в виду ее более широкого влияния на окружающий мир.

Lehmann-Haupt, Zwei Hauptprobleme d. altorientalischen Chronologie. Leipz., 1898. Mahler, статьи в Aegyptische Zeitschrift, тт. 32, 37 и друг. и в Denkschriften Венской академии. Во франц. переводе Moret: Еd. Мahler, Etudes sur le calendrier egyptien. Annales du Musee Guimet. Bibl. d'Etudes XXIV (1912). Rost в Orientalistische Literaturzeitung, III. Болотов, Antedatierung или Postdatierung, в Христ. чтении 1896, II, и др. Sеthе, Chronologie d. altesten agyptischen Geschichte u. die Entwicklung der Jahresdatierung bei den alten Aegyptern (Beitrage zur alt. Gesch. Aegyptens). Lpz., 1903. Ed. Меуer, Aegyptische Chronologie, Berl., 1904 и 1907. Abhandl. Берлинской академии наук. Ginzеl, Handbuch der mathematischen und technischen Chronologie. Lpz., 1906. Mahler, D. Siriusjahr u. d. Sothisperiode. Orient. Literaturzeitung, 1905—6, «Длинной хронологии» египетской истории держатся Fl. Petrie и Knobel. См. ряд статей их в Historical Studies во II т. Studies of archeol. in Egypt. 1911. Даты Сириуса по ним с неравномерными промежутками, это: 4235, 2775, 1317, 139; первая династия — 5546. Молодой, талантливый, столь безвременно скончавшийся в ноябре 1919 г. астроном М. А. Вильев в 15 положении своей диссертации «Аналитическое решение основной задачи теоретической астрономии» (Пгр., 1918) говорит: «В настоящее время астрономия не дает возможности сделать выбор между короткой и длинной хронологией египетской истории». Ср. Lehmann-Hanpt, Sothis Periode und «Ebers Kalender». Klio VIII. Millosevich, II sorgere iliaco di Syrio, Roma. 1917. [B 1919 г. закончилось колоссальное издание Готье царских датировок Египта от всех эпох - Н. Gauthiеr, Livre des roi d'Egypte, т. I-V (Mem. Inst. Franc. Caire, т. 17-21), 1908-1919. Тот же Готье издал новые фрагменты аннал Древнего царства: Quatre nouveaux fragments de la pierre de Palerme (Le musee Egyptien: Recueil sur les fouilles d'Egypte), 1915, стр. 29-63, pi. XXIV-XXXVI; сурового критика это издание встретило в лице Al. Gаrdiner'a, Journ. of Egypt. Archaeol. III (1916), стр. 143-145. Свою новую хронологическую схему Борхардт установил в своем труде: Die Aiinalen u. d. zeitliche Festlegung d. Alten Reiches der agyptischen Geschichte (Quellen u. Forschungen zur Zeitbestimmung d. agyptischen Geschichte, I, 1917). Положительную оценку теории Ворхардта дает Леман-Хаупт, Kliо 1919 (XVI), стр. 200 cл. Принимает ее с некоторыми оговорками и Г. Шефер во 2 изд. своего Von agyptischer Kunst (1922), стр. 272 сл. Вопросы хронологии и датировки трактуются Sethe, Die Zeitrechnung der alten Agypter im Verhaltniss zu des anderer Volker. 1. Das Jahr (Nachr. d. K. Gesellsch. d. wissensch. zu Gottingen phil.-histor. Kl. 1919, стр. 287-320); его жe, Zur Jahresrechnung des Neuen Reiches (Ag. Zeitsehr. 1923, 58 сл.); N. Scholpo, Zur chronologie der 4-ten Dynastie (PSE, I-1929, стр. 4-10); его же, Miszellen zur Geschichte und chronologie des Alten Reiches (PSE, VII-1931, стр. 29-39); его же, Die 6 Zeile der Annalen und die 3 Dynastie (PSE, III, стр 1-5)]. Lehmann-Haupt, Berossos Chronologie und die keilinschriftlichen Neufunde. Klio VIII. Sсhnabel, Studien zur babylonisch-assyrischen Chronologie. Berl., 1908. Воsse, Die chronologischen Systeme im Alten Testament und bei Josephus. Berl., 1908. Sсheil, Les plus anciennes dynasties connues de Sumer-Accad. Comptes rendus Acad, Inscript., 1911. Thureau-Dangin, статьи в Oriental. Literaturzeit. Zeitschr. f. Assyriol. и проч.

[Ed. Meуer, Die iiltere Chronologie Babyloniens, Assyriens und Agyptens. Berlin, 1925. Полемику Вейднера с Куглером см. Weidner, Studien zur assyrisch-babylonischen Chronologie u. Geschichte auf Grund neuer Funde (Mitteil. d. Vorderas. Ges., 1915, стр. 46—68) и Die Koniige von Assyrien (ibidem, 1921, вып. 2). Новые тексты для хронологии Ассирии изданы О. Schroder, Keilschrifttexte aus Assur versch. Inhalts, № 9—15; 17—18; 182 и 216. Список 10 царей до потопа (ср. 10 патриархов библии). S. Langdon, The Chaldean Kings before the Flood (Royal Asiat. Soc. Journ., 1923, стр. 251 cл.). Новые фрагменты списка царей после потопа изданы Роebel'ем, Historic. a. gram, texts № 2 сл. (Univers. Mus., Philadelphia V, 1914). Они были исторически использованы Роebel'ем (ibidem, № 73 cл.) и Тhurеаu-Dangin, Chronologie des dynasties de Sumer et d'Accad; новые важные фрагменты, ценные, между прочим, для окончательной реконструкции династии Аккада, нашел среди ниппурских таблеток Lеgrain, Museum Journal, Philadelphia, 1920, стр. 175 cл., ibidem, 1921, стр. 75 cл. Реконструкцию царского списка Сумиро-Аккада, на основании этого нового материала, см. Ungnad, Die Rekonstruktion der altbabylonischen Konigslisten (Zeitschr. f. Assyr. 1922, XXXV, стр. 1 cл.) и Роеbеl, Ein neues Fragment der altbabylon. Konigsliste (ibidem, стр. 39 cл.), см. также Аllоtte de la Fuije, Sur d'anciennes listes sumeriennes de dynasties royales. Journ. As. (XI Sec.) V, 555 cл. L. Langdоn, The early Chronology of Sumer a. Egypt a. the similarities in their culture (The Journ. of Eg. Archaeol. VII, 1921, стр. 133—51); В. Meissner, Zeitschr. Deutsch. Morgenl. Ges., 1922, № 76, стр. 86 cл. Новые списки династии Ларсы изданы Clay, Yale-Orient. Series Babyl. I (1915) № 32 и Тhureau-Dangin, La chronologie de la dynastie de Larsa (Rev. d'Ar., 1918, XV, стр. 1 cл.). В запутанных вопросах хронологии эпохи касситов разбирается Леман-Хаупт путем использования синхронизмов, засвидетельствованных Т.-Амарнским и Богазкеойским архивами и синхронистической хроникой, в Klio XVI (1920), стр. 242—301. Порядок следования хеттских царей на основании данных Богазкеойского архива устанавливает Нrоznу, Hethitische Konige (Boghazkoi Stud., 5 Heft). Из новых трудов, посвященных вопросам библейской хронологии, см. М. Тhilo, Die Chronologie d. A. T. dargestellt u. beurteilt unter besonderer Berucksichtigung d. masoretischen Richter- u. Konigszahlen. Bremen, 1917].


предыдущая главасодержаниеследующая глава









ПОИСК:




Рейтинг@Mail.ru
© Алексей Злыгостев, дизайн, подборка материалов, оформление, разработка ПО 2001–2018
При копировании материалов проекта обязательно ставить ссылку:
http://historic.ru/ 'Historic.Ru: Всемирная история'