история







разделы



предыдущая главасодержаниеследующая глава

Ошибки полиграфистов

Поиски ошибок и неточностей, допускаемых при изготовлении марок, - одна из привлекательных сторон филателии. Такие ошибки случаются не так уж часто, иначе коллекционеры вряд ли проявили бы к ним интерес. Во всяком случае острый глаз филателиста стремится рассмотреть каждую марку во всех деталях с тем, чтобы расширить пределы своих познаний.

Ошибки и неточности бывают всякие. Коллекционеры часто злоупотребляют самим термином "ошибка", применяя его даже в тех случаях, когда следовало бы подобрать более точное слово. Пожалуй, некоторые неточности можно было свести в одну группу, назвав ее "ошибки полиграфистов".

Хотя создание "черного пенни" было само по себе экспериментальной работой, эта марка с полиграфической точки зрения выполнена безупречно. Однако уже при подготовке печатных досок для "красного однопенсовика" и "синего двухпенсовика" 1841 г. были допущены некоторые погрешности.

Ошибки, чаще всего встречающиеся при изготовлении марок методом глубокой и типографской печати, - это перевернутые центр или рамка, а также ошибка в цвете. При изготовлении двухцветной марки необходимо произвести две операции: сначала сделать оттиск рамки, а затем оттиск центральной части. Если в промежутке между этими операциями листы случайно положат верхней частью в другую сторону, мы получим "перевернутый центр".

Примером ошибки такого рода могут служить три марки из серии США 1869 г. достоинством в 15, 24 и 30 центов: у них центр перевернут. Ошибки становятся известными филателистам еще в то время, когда марки находятся в употреблении. Некий Энтони нашел у себя полный лист 15-центовых марок с этой ошибкой. Известие быстро распространилось, и торговец Джон Вальтер Скотт сделал попытку купить такие марки на почте, но безрезультатно. Вскоре выяснилось, что той же погрешностью страдают 24-центовые марки. Через несколько лет стало известно, что у 30-центовых марок изображение флага напечатано в перевернутом виде. Блок из четырех гашеных 15-центовых марок с перевернутым центром еще существует. В 1938 г. он был продан в Лондоне за 2500 фунтов стерлингов.

Марки США дают два других, хорошо известных примера перевернутого центра: на марках, выпущенных в честь Панамериканской выставки достоинством в 1, 2 и 4 цента, и на 24-центовых марках воздушной почты 1918 г. Последние - самые знаменитые и ценные марки с перевернутым центром.

Что касается ошибок в цвете, то наиболее известна в этом отношении голубая марка острова Барбадос 1861-1870 гг. достоинством в 1 шиллинг, выполненная методом глубокой печати. Цена марки должна быть напечатана черным цветом, но "Перкинс, Бэкон энд Ко" по ошибке сделала ее синей - обычный цвет 1-пенсовой марки. Марки отправили на Барбадос, но ошибку заметили еще до того, как они были пущены в продажу. Существует один экземпляр этой марки в королевской коллекции и еще один в Британском музее в коллекции Тэплинга. Часть перфорации на этих экземплярах и на других, еще существующих, срезана. Запасы 1-шиллинговых марок, должно быть, уничтожены.

Иногда лист попадает под пресс дважды и при этом несколько перемещается до того, как оказался под максимальным давлением. В этом случае на марке виден двойной оттиск рисунка. Такой случай не следует смешивать с двойным проходом марки через машину. Двойные оттиски обнаружены, например, на марке "Post paid" острова Маврикия.

Эти же выпуски дают нам пример ошибки в гравюре. Речь идет о слове "peno" на 2-пенсовой марке: гравер вырезал букву "о" вместо "с". Следы подобных ошибок остались на "красном пенни" Великобритании: первая марка во втором ряду на листах, оттиск которых сделан с 77-й доски, в нижнем углу квадратов стоит только буква "В" вместо "В-А", а в правом углу - пустота. Со временем эта разновидность получила у филателистов название "ошибка В". Незадолго до того, как филателисты обнаружили эту ошибку, она была описана X. Райтом и А. Криком. Они инспектировали одобренные цензурой листы в Сомерсет Хаус и заметили разновидность. Первый экземпляр ее нашли в 1905 г., и с тех пор отыскалось множество других.

Знаменитые ошибки в цвете треугольных марок Мыса Доброй Надежды выпуска 1861 г., печатавшихся типографским способом, возникли при сборке стереотипов. Печатные формы 1-пенсовых и 4-пенсовых марок составлялись примерно в одно и то же время. По ошибке стереотип 4-пенсовой марки положили в форму 1-пенсовой и наоборот. В результате получилась очень редкая ошибка в цвете: синяя 1-пенсовая марка и красная 4-пенсовая*. В этом же выпуске была допущена еще одна ошибка, случившаяся во время печатания 4-пенсовых марок. Заменяя стереотипы двух рядом расположенных марок, вместо того, чтобы соединить как полагается треугольники основаниями, соединили их боковыми сторонами. Эта ошибка впервые была обнаружена почти через 70 лет - в 1930 г.

* (Любопытно, что аналогичная ошибка в цвете допущена в тиражах беззубцового и перфорированного вариантов Первого стандартного выпуска почтовых марок РСФСР (1922-1923 гг.). Вторая, третья и четвертая марки этого выпуска одинаковы по рисунку (красноармеец) и различаются лишь по номиналам и по Цвету: 50-рублевая - коричневая, 70-рублевая - лиловая и 100-рублевая - оранжевая. В печатную форму 100-рублевых марок попало одно клише 70-рублевой. В результате и получилась ошибка в цвете: оранжевая 70-рублевая марка )

Типографскому способу печати присущи и его собственные специфические ошибки. Пожалуй, наиболее необычная из них увековечена на шведской марке 1879 г. достоинством в 20 эре. Эта марка впервые была выпущена в 1872 г., и когда через семь лет потребовалось сделать новые оттиски, обнаружилось, что у одного клише появился дефект. Вместо того чтобы изготовить новую форму, печатник вырезал поврежденное клише и заменил его новым. По-видимому, у него под рукой не оказалось клише с маркой того же достоинства, и он решил использовать клише марки в 30 эре. Он счистил цифру "30" в центре и заменил ее цифрой "20", поставил клише на место и начал печатать. Потом марки отправили на почту, не заметив ошибки: хотя цифру в центре сменили, слово "Tretio" ("тридцать") не заменили словом "Tjugo" ("двадцать"), так что получилась марка достоинством "двадцать - тридцать"*.

* (Шведская стандартная марка "двадцать - тридцать" как любопытная разновидность внесена во все мировые каталоги. Однако происхождение этой ошибки авторы книги описывают слишком примитивно и по существу неверно.

По рисунку все марки шведского стандарта 1872 г. одинаковы. Они различаются лишь по цвету и номиналам, нанесенным крупной цифрой на круг, помещенный в центре марки. Есть основания предположить, что эти марки печатались в два приема: сначала - рамка с текстом, затем - центр с номиналом. В пользу этого предположения свидетельствуют обычные для этих марок, правда, малозаметные, но вполне различимые сдвиги центра, а также другая, не замеченная авторами, разновидность. Издающийся в Германской Демократической Республике каталог "Lipsia" посвятил ей несколько строк. В нем, в разделе "Швеция" под № 22F1, читаем: "Двойная печать: 20 эре кирпично-красная на 20 эре желтая (1876)". Это значит, что центр кирпично-красной марки в 20 эре (ее обычный и единственный цвет) почему-то напечатан желтой краской.

Следовательно, ошибка "двадцать - тридцать" не является какой-то специфической, присущей только типографскому способу печати. Совсем нет! Она вполне аналогична описанной авторами книги ошибке с 1-пенсовыми и 4-пенсовыми марками Великобритании и произошла во время сборки стереотипов (или клише), словом, при изготовлении печатной формы. Во вторую форму, с которой печатались центры марок, случайно попал центр с номиналом "30". Печатник, имея дело с металлической формой, не мог, как полагают авторы, "стереть" цифру "20" в центре и заменить её цифрой "30" так же, как не имел возможности заменить слово "тридцать" словом "двадцать". Он не мог ничего поделать с этим словом по той простой причине, что оно органически входит в рамку марки и уже было отпечатано раньше с первой формы.)

Еще одна ошибка, в результате которой получается пара "TÊTE-BÊCHE". Вероятно, наиболее знаменитой разновидностью такой ошибки являются уже упоминавшиеся ранние французские выпуски. Позже появились преднамеренные выпуски марок, дающие сочетание "TÊTE-BÊCHE", и они представляют большой интерес. Наиболее редкая марка такого рода - французская 1849 г. достоинством в 15 сантимов. Известно, что сейчас существует только одна пара из всего выпуска: она сохраняется на том конверте, к которому была приклеена, хотя в свое время, когда ею владел Филипп Феррари, она была тщательно отделена от письма и подверглась обработке паром для определения ее подлинности. Марки выдержали эту суровую процедуру и были вновь восстановлены на конверте в первоначальном положении. Другая разновидность марок "TÊTE-BÊCHE", бесспорно являющаяся ошибкой, - это выпуск Пармы 1852 г. достоинством в 15 чентезимо. Эта марка - также большая редкость*.

* (В истории советской почтовой марки известны четыре тет-беша. Их номера по каталогу:

- 1921 г., Второй выпуск почтовых марок РСФСР, № 8, эмблема культуры и искусства, номинал 250 рублей, художник Г. Рейндорф.

- 1922 г., Третий выпуск почтовых марок РСФСР, № 37, эмблема Серп и Молот, номинал 7500 рублей, художник неизвестен.

- 1923 г., Второй выпуск почтовых марок РСФСР "Воздушная почта", № 61, надпечатка контуров самолета на марке № 60, номинал 45 рублей, художник И. Дубасов.

- 1963 г., памятная марка в честь Пятой зимней спартакиады народов СССР, № 2865, номинал 4 копейки, художник И. Левин.)

Литографский способ печати вызывает появление ошибок, невозможных в других случаях. Речь идет об ошибке на 4-пенсовой марке Западной Австралии 1854 г., вошедшей в историю под названием "перевернутый лебедь". Видимо, рисунок и рамка этой марки переносились на литографский камень в два приема. В результате у четырех марок рамки оказались перевернуты в отношении к рисунку. Этот случай - единственный в своем роде, учитывая, что рисунок и рамка марки были выполнены в одном цвете. "Перевернутый лебедь" - чрезвычайно редкая марка. Коллекционерам известны пока только 14 сохранившихся экземпляров.

Серия Таиланда 1940 г. содержит ошибку в цвете. Она состоит из марок одинакового рисунка, различающихся лишь по цвету и номиналу. Литографский камень был предназначен для воспроизведения марок достоинством в 3 сантанга. На одной из марок был ошибочно нанесен номинал в 5 сантангов. В результате появилась на свет марка в 5 сантангов зеленого, а не розовато-лилового цвета.

Наиболее редкая ошибка в цвете бумаги произошла на марке Бадена 1851 г. достоинством в 9 крейцеров. Обычно марки этого номинала печатались черной краской на розовой бумаге. Случайно один, а может быть, и несколько листов напечатали на зеленой бумаге, которая обычно употреблялась для 6-крейцеровых марок. До сих пор найдено только три экземпляра марки с этой ошибкой, два из них - на письмах. Одна из этих марок, бывшая в свое время в коллекции Феррари, была продана в апреле 1956 г. на аукционе за 20 тысяч долларов! Это - самая высокая цена, когда-либо полученная за одну европейскую марку.

Другая распространенная ошибка в бумаге случилась на 1-пенсовой марке Трансвааля 1905-1910 гг. В то время фирма "Де ля Рю энд Ко" печатала марки для африканских колонии. Листы бумаги с водяным знаком "якорь с цепью", обычно употреблявшиеся при изготовлении марок Мыса Доброй Надежды, случайно смешали с бумагой, употреблявшейся для изготовления марок Трансвааля. На этой бумаге был водяной знак "корона". В результате некоторые 1-пенсовые марки Трансвааля оказались отпечатанными на бумаге с водяным знаком "якорь с цепью". Ошибку обнаружили не сразу, и до нас не дошло ни одного чистого экземпляра этой марки. Все гашеные экземпляры имеют оттиски почтового штемпеля Иоганнесбурга.

Наряду с описанными ошибками, существует немалое количество марок с ошибкой в рисунке. Им мы и посвящаем следующую главу.

предыдущая главасодержаниеследующая глава









ПОИСК:




Рейтинг@Mail.ru
© Алексей Злыгостев, дизайн, подборка материалов, оформление, разработка ПО 2001–2019
При копировании материалов проекта обязательно ставить ссылку:
http://historic.ru/ 'Historic.Ru: Всемирная история'