история







разделы



предыдущая главасодержаниеследующая глава

Ошибки художников

Нет людей, которые не ошибаются! Эти слова вполне можно отнести к создателям почтовых марок, допустившим немало погрешностей в рисунке. Из марок, содержащих какую-нибудь неточность, можно было бы составить богатую коллекцию.

Как ни странно, первая в истории филателии замеченная ошибка в рисунке была вовсе не ошибкой. Дело было так. В январе 1866 г. Ньюфаундленд выпустил новую серию марок. На одной из них - достоинством в 5 центов - был изображен тюлень на плавучей льдине. Отмечая этот выпуск, журнал "Stamp Collector's Magazine" сообщил, что на марке изображен "бобр, стоящий на клочке земли". Несколько туманное описание вызвано, бесспорно, тем, что у животного на рисунке видны передние лапы и оно отчасти напоминает бобра. Хотя журнал в следующем номере исправил ошибку, он, по-видимому, породил представление о том, что рисунок неверен - кому же приходилось видеть когда-либо тюленя с лапами!

Кто был первым, указавшим на ошибку художника, мы не знаем. Важно другое - более шестидесяти лет филателисты высмеивали рисунок в печати, иронически именуя его как "каприз природы". И в один прекрасный день кто-то выступил в защиту художника. Оказалось, что существуют породы тюленей с передними лапами! И это "большой серый тюлень", обитающий в Ньюфаундленде.

Зато в ньюфаундлендской марке 1928 г. действительно была допущена ошибка. Речь идет о марке достоинством в 1 цент, на которой изображена карта страны. Примерно в середине береговой линии обозначено два мыса: Баулд и Норман. Первый нанесен на севере, второй - на юге. На самом деле все должно быть наоборот. В следующем году пришлось изготовить новое клише, на котором ошибка была исправлена.

Карты, по всей видимости, доставляют художникам кучу неприятностей. Об этом свидетельствуют неточности, нередко встречающиеся на марках.

В апреле 1952 г. Виргинские острова выпустили серию, на 5 марках которой были изображения карты. Самая дорогая марка достоинством в 4 доллара 80 центов имела карту всего архипелага, а на 8-центовой показан отдельно остров Виргин Горда. Этот же остров был изображен справа на карте самой дорогой марки, но там он назывался Виргин Корда. Хотя эту марку заново перепечатали в конце года, ошибка так и осталась неисправленной.

Ямайка, пожалуй, единственная страна, которая изобразила на марке сигнал бедствия. Эта марка достоинством в 21/2 пенни выпущена в 1919 г. На ней с каждой стороны рамки изображен британский флаг. Но по странной случайности широкая полоса, имеющаяся на флаге, обращена не кверху, а книзу. Это означает, что флаг перевернут, а такое положение символизирует сигнал бедствия. При повторном выпуске марки в 1921 г. ошибка исправлена.

В 1947 г. отмечалось 150-летие австралийского города Ньюкасла. В память этого события была выпущена серия из трех марок. На одной из них, достоинством в 21/2 пенса, был портрет Джона Шортленда, открывшего реку Хантер. Об этом, по крайней мере, свидетельствовала надпись. На самом деле это был портрет не самого исследователя, а его отца!

В 1939 г., во время визита в Соединенные Штаты Америки, президент Никарагуа Сомоза выступил перед обеими палатами американского конгресса. На следующий год в Никарагуа вышла серия марок авиапочты, на двух из которых, если верить надписи, изображен президент, произносящий речь в американском сенате. Но по некоторым деталям рисунка можно легко убедиться, что дело происходит в палате представителей. Видимо, граверу дали нету фотографию. Вот детали, которые доказывают ошибочность надписи: ряды скамеек, сенаторы же сидят за отдельными столиками; три ступени перед столом спикера, в сенате же их только две...

На итальянской марке достоинством в 20 лир, выпущенной в 1950 г., изображены основатели национальной шерстяной промышленности А. Росси и Г. Мариотто. Под портретами указаны даты рождения и смерти. Если им верить, то Росси прожил 99 лет. В действительности он не дожил и до восьмидесяти и умер в конце XIX века. Когда заметили ошибку, выпуск был изъят из обращения, а оставшиеся запасы проданы филателистическим торговым фирмам по высокой цене. Марка пользовалась широкой популярностью. И, чтобы удовлетворить потребность филателистов, итальянскому почтовому ведомству пришлось выпустить эту марку дополнительным тиражом.

Смешная ошибка была допущена в 1932 г. на 18-центовой марке Филиппинских островов. Надпись на ней гласит: "Пагсанджанские водопады". Это неверно, потому что на марке изображены Вернальские водопады Иосемитского парка в Калифорнии. Эти водопады отстоят от Филиппин примерно на 5 тысяч миль!

предыдущая главасодержаниеследующая глава








ПОИСК:







Рейтинг@Mail.ru
© Алексей Злыгостев, дизайн, подборка материалов, оформление, разработка ПО 2001–2019
При копировании материалов проекта обязательно ставить ссылку:
http://historic.ru/ 'Historic.Ru: Всемирная история'