23.05.2015

Стронций и девушка из Эгтведа

В четверг в журнале Scientific Reports была опубликована статья, в которой ученые рассказали о неизвестных ранее подробностях жизни знаменитой девушки из Эгтведа. Анализ соотношения изотопов помог установить примерные маршруты путешествий, который она совершала более тридцати веков назад.

Девушка из Эгтведа. Реконструкция

С этой девушкой ученые впервые познакомились еще в 1921 году, когда происходили раскопки кургана неподалеку от деревни Эгтвед на юге Дании. Там было найдено захоронение бронзового века. В сделанном из ствола дуба гробе были останки женщины. Благодаря влажной болотной почве находки, сделанные в кургане, довольно хорошо сохранились. Однако та же почва – кислая и влажная – стала причиной того, что скелет девушки из Эгтведа не сохранился. Сейчас находки из Эгтведа хранятся в Национальном музее Дании в Копенгагене.

Хотя от погребенного тела мало что сохранилось: зубы, ногти, волосы, фрагменты мозга и отдельные участки кожи, ученые сумели узнать довольно много о девушке из Эгтведа. Ей было 16-20 лет, наиболее вероятно - от 18 до 20. Рост ее был 160 см. Гроб из дубовой колоды, в котором она была погребена, оказался характерной чертой знатных погребений Дании периода 1500–1100 годов до нашей эры. По данным дендрохронологии, похоронена она была в 1370 году до н. э.

Содержимое дубового гроба

У девушки были светло-русые волосы. Одежда ее произвела большую сенсацию в 1920-е годы. Она была одета в короткую рубашку с рукавами примерно до локтя, оставлявшую открытым живот, и юбку длиной немного выше колена. На ее руках были бронзовые браслеты, а на талии плетеный пояс с главным украшением – большим бронзовым диском со спиралевидным узором и шипом в центре. Из-за этого диска возникла гипотеза, что девушка из Эгтведа была жрицей солярного культа. Дополнительным аргументом для них стало то, что гроб с ее телом был ориентирован по линии запад – восток. Специалисты из Национального музея Дании создали реконструкцию одежды девушки из Эгтведа.

Реконструкция одежды

При погребении девушка была осыпана цветами тысячелистника. Она лежала на коровьей шкуре и была накрыта шерстяным одеялом. В ногах ее стояло ведро с пивом. Как удалось установить ученым, проанализировав коричневый осадок на дне, пиво было сварено из пшеницы и подслащено медом. Также оно содержало добавки из растения восковницы обыкновенной, или болотного мирта (Myrica gale), и брусники. Пиво тоже реконструировали и начали производить.

Пиво по рецепту бронзового века

Также в ногах были обнаружены кремированные останки ребенка возрастом 5-6 лет. Возле головы девушки из Эгтведа была берестяная коробочка с шилом, бронзовыми заколками и сеткой для волос.

Что нового добавило к этим сведения появившееся на этой неделе исследование? Группа ученых во главе с Карин Фрей (Karin Frei), геологом из Национального музея Дании, смогла определить соотношение изотопов в останках девушки и погребальном инвентаре. Ученых интересовали изотопы стронция 87Sr и 86Sr. Они содержатся в почве и горных породах и, как правило, попадают в организм человека с водой, которую он пьет. При этом сохраняется соотношение двух изотопов, характерное для данной местности.

Это позволяет археологам определять, откуда родом человек, останки которого они нашли. Как правило, изучается содержание стронция в зубах, которое не меняется после возраста 3–4 года. С зубов начали и авторы этого исследования. Они обнаружили, что соотношение изотопов в зубах девушки из Энгтведа значительно отличается от характерного для территории Дании. Ближайшим регионом, подходящим по этому критерию, оказался Шварцвальд на юге Германии.

Аналогичное соотношение было обнаружено во фрагменте кости черепа ребенка, сохранившемся после кремации. Исследователи пришли к выводу, что девушка из Эгтведа и ее ребенок провели ранние годы за пределами Дании, скорее всего, в районе Шварцвальда. В статье отмечается, что это соответствует археологическим свидетельствам о связях народов, населявших в ту эпоху Данию и Германию. Между тогдашними племенами существовали союзы, которые подтверждаются обменом предметами материальной культуры, например, мечами. Вполне возможно, что заключались и межплеменные браки.

Еще более интересные факты выяснились при дальнейшем исследовании. Оказалось, что девушка не только родилась далеко от Дании, но и неоднократно бывала на своей родине. Чтобы установить это, измерили содержание изотопов стронция в ее ногтях и волосах. Человеческие волосы растут со скорость примерно один сантиметр в месяц. У девушки из Эгтведа они длиной 23 сантиметра, следовательно, они сохраняют информацию приблизительно о последнем годе ее жизни. Ученые анализировали четыре фрагмента волос. В самой старой части, соответствовавшей событиям за 9–12 месяцев до смерти, соотношение изотопов соответствовало Шварцвальду. В двух средних частях соотношение было датским. Но в самой молодой части волос, зафиксировавший ситуацию в последние месяцы ее жизни, соотношение вновь поменялось на прежнее. Следовательно, девушка посетила свою родину незадолго до смерти. Этот вывод подтвердил и анализ ногтей. Аналогичное соотношение изотопов также было в коровьей шкуре, на которой лежала девушка и в шерстяной ткани ее одежды.

Выбор объектов для исследования

В итоге ученые предположили, что девушка, родившись на территории современного юга Германии, была в молодом возрасте выдана замуж за вождя, жившего в Дании. Тем не менее она неоднократно посещала родные места уже после брака. Вернувшись из одного из таких путешествий, она и ее ребенок умерли. Авторы статьи признают, что определения Шварцвальда в качестве места ее рождения несколько спекулятивно, но они уверены, что в любом случае девушка из Эгтведа родилась за сотни километров от Дании.

Карин Фрей отмечает также любопытную деталь. Одежда девушки соответствует образцам, распространенным в то время на территории Дании, хотя сделана из материала, привезенного с ее родины. «Я думаю, что она пыталась интегрироваться в местном обществе, нося наряд принятого там вида», - предполагает Карин Фрей.

1. polit.ru