30.06.2014

Исследователи рассказали о диете первобытного человека

Проведенное новое исследование позволило ученым получить доказательства того, что неандертальцы были всеядными, сообщается в статье, опубликованной в журнале PLoS ONE.

Ранее считалось, что неандертальцы питались только мясом крупных животных

В рамках работы учеными были изучены древнейшие из найденных человеческих экскрементов, которые и помогли им установить, что, вопреки распространенному мнению, неандертальцы не только ели мясо, но также питались и растениями.

Ранее считалось, что одним из факторов, оказавшим влияние на то, что кроманьонцы, наши предки, победили и уничтожили неандертальцев, являлся их разнообразный рацион питания, в который входили рыба, коренья и плоды, в то время как неандертальцы якобы питались только мясом крупных животных. Однако в последние годы начали появляться доказательства того, что данная теория неверна. В частности, были найдены косвенные доказательства того, что Homo neandertaliensis также питались растениями и рыбой.

Реконструкция неандертальской диеты была произведена по так называемым косвенным уликам – соотношению изотопов углерода и азота в костях гоминид. Отметим, что данный метод указывает только на источники животного белка, однако он ничего не может «рассказать» об употреблении растительной пищи.

В зубах неандертальцев археологами также были найдены мельчайшие фрагменты растений, но это может указывать на то, что древние люди питались желудками различных травоядных животных (например, бизонов и оленей), которые, кстати говоря, являются отличным источником микроэлементов и витамина С (современные эскимосы сейчас поступают точно так же).

По еще одной версии, фрагменты растений на зубах неандертальцев могут свидетельствовать о том, что они пользовались ими как орудиями, как «третьей рукой» – перегрызали стебли растений и откусывали волокна.

В рамках нового исследования ученые изучили экскременты, обнаруженные на стоянке Эль-Салт в провинции Аликанте, где примерно 50 000 лет назад (в среднем палеолите) обитали неандертальцы. Эксперты собрали фрагменты отложений с копролитами (окаменелыми экскрементами) и подвергли их химическому анализу в Массачусетском технологическом институте.

Стоянка Эль-Салт

Диаметр фрагментов составляет несколько миллиметров. Ученые растерли в порошок части почвы и использовали специальные растворители, которые помогли им извлечь органические соединения. После этого вещества были изучены на предмет определенных биомаркеров переваренной человеческой пищи. В частности, исследователей интересовал копростерин, образующийся в пищеварительной системе при переваривании холестерина. Ввиду того, что в человеческом организме расщепление холестерина происходит интенсивнее и в бoльших объемах, чем у других животных, высокое содержание копростерина будет свидетельствовать о неандертальском происхождении фекалий.

Используя те же методы, ученым удалось обнаружить в экскрементах и биомаркеры продуктов переработки фитостерина (стероидный спирт растительного происхождения), а в двух из пяти фрагментов был найден 5B-стигмастерин, что однозначно указывает на употребление в пищу растений.

По словам ученых, стигмастерин существенно уступает по объему копростерину, холестерина в мясе гораздо больше, чем фитостерина в растениях, а следовательно, даже небольшие количества стигмастерина указывают на активное поедание растительной пищи.

Разумеется, рацион питания неандертальцев включал в себя в основном мясную пищу, но, как показало последнее изыскание, они также «разбавляли» его ягодами, клубнями и орехами. Как говорят ученые, «неандертальцы ели все, что им предлагала природа» в зависимости от времен года, ситуаций и климатических поясов.

Впрочем, полученные данные не исключают и возможности того, что неандертальцы всего лишь поедали желудки травоядных животных. Остается удовольствоваться тем, что антропологи нашли действенный метод реконструкции диеты древних гоминид – по окаменелым фекалиям.

Авторы работы считают, что предложенный ими метод позволит в будущем по-новому взглянуть на вопрос изучения состава кишечной флоры ископаемых гоминид. В настоящее время изучать эволюцию пищеварительной системы наших предков очень сложно ввиду того, что мягкие ткани не оставляют следов в палеонтологической летописи.

Алексей Грибков