06.02.2009

У пигмеев нашли общего предка

Группа антропологов установила, что пигмеи, обитающие в западной части Центральной Африки, разделились на отдельные ветви около трех тысяч лет назад. До появления работы ученых, опубликованной в журнале Current Biology, история происхождения пигмеев оставалось неясной. Коротко исследование описано на сайте журнала New Scientist.

В настоящее время среди западноафриканских пигмеев выделяется несколько групп, которые отличаются друг от друга по внешнему виду, языку и обычаям. Коллектив ученых, возглавляемый Полем Верду (Paul Verdu) из парижского Музея человека, получил образцы ДНК от 604 пигмеев из девяти различных групп. Кроме того, исследователи изучили ДНК представителей 12 групп людей нормального роста, проживающих рядом с пигмейскими племенами.

Ученые анализировали распределение 28 генетических маркеров (определенных последовательностей ДНК). Они выяснили, что все девять групп пигмеев отстоят достаточно далеко друг от друга. Исследование показало, что они выделились от общей группы около 2800 лет назад. Сама эта популяция обособилась приблизительно 50-90 тысяч лет назад.

Кроме того, ученые обнаружили в генах пигмеев "следы" от скрещивания с людьми нормального роста. При этом геномы соседей низкорослых людей не несли характерных для пигмеев генов. Авторы объясняют этот необычный результат традиционно неприязненным отношением к пигмеям среди людей нормального роста. Даже в том случае, если у пигмея и "непигмея" рождаются дети, они не могут жить в обществе людей нормального роста и вынуждены уходить к племени низкорослого родителя.

Из-за генетических особенностей рост пигмеев не превышает 1,5 метров. В детстве они развиваются теми же темпами, что и "обычные" люди, однако в определенный момент перестают расти. У антропологов было две версии происхождения этой особенности. Согласно первой версии, которую подтвердили авторы работы, свой рост пигмеи унаследовали от общего предка. Вторая гипотеза предполагает, что каждая группа пигмеев "пришла" к низкорослости независимо, так как маленький рост дает преимущество при выживании в тропических лесах.

1. Lenta.Ru