история

разделы

21.11.2008

Обнаружена могила Николая Коперника

Данные генетических исследований двух волосков и одного зуба показали, что двести лет поисков наконец-то увенчались успехом. Могила всемирно известного польского астронома и автора средневековой гелиоцентрической системы мира найдена.

Обнаруженный череп был перевезён в штаб-квартиру полиции Польши, где в центральной криминалистической лаборатории с помощью компьютерной графики было восстановлено лицо умершего старика (иллюстрация AP Photo/Kronenberg Foundation)

Николай Коперник (Mikolaj Kopernik) родился в городе Торуне на севере Польши. Своих современников он шокировал научным трудом под названием "Об обращении небесных сфер" (De Revolutionibus Orbium Coelestium), опубликованным незадолго до его смерти в 1543 году. Более ранняя Птолемеева система мира ставила Землю в центр Вселенной, Коперник же утверждал, что наша планета обращается вокруг Солнца.

Долгие годы французские, немецкие и польские исследователи искали могилу средневекового учёного, рассказывает археолог Ежи Гонссовский (Jerzy Gassowski).

"Когда епископ кафедрального собора во Фромборке попросил меня разыскать последнее пристанище Коперника, я отнёсся к этому весьма скептически. Просьба казалась невыполнимой, ведь в соборе находятся останки сотен людей", — добавляет он.

Восстановленное по найденному черепу лицо астронома (слева). Учёные были поражены сходством с портретами молодого Коперника: был заметен даже шрам над правой бровью (иллюстрация AP Photo/Kronenberg Foundation)

Речь идёт о храме, расположенном на севере Польши, где Коперник когда-то был каноником. По этой причине он мог быть похоронен под полом собора.

В 2005 году археологи обнаружили останки 70-летнего старика близ алтаря кафедрального собора. И вот тесты наконец подтвердили, что перед учёными могила именно Коперника.

Для того чтобы достоверно установить личность усопшего, из черепа был взят на анализ один зуб. Генетики сравнили его ДНК с данными, полученными при исследовании двух волосков, найденных в книге Calendarium Romanum Magnum, которая была опубликована в 1518 году и когда-то принадлежала самому Копернику.

"У двух волосков из книги тот же геном, что у зуба и кости из скелета, найденного во Фромборке", — рассказывает исследовательница Мари Аллен (Marie Allen) из университета Упсалы (Uppsala Universitet).

Трёхлетнее исследование поставило точку в двухвековых поисках (фото Jerzy Ga;ssowski и Beata Jurkiewicz)

Необходимый анализ производился в Швеции, так как именно туда были перенаправлены книги Коперника во время польско-шведских войн XVII века.

Теперь епископ Фромбокского собора хочет захоронить останки великого учёного "в соответствии с его выдающейся исторической личностью".

Подробнее о проведённой работе можно почитать на этой странице.

1. MEMBRANA

Пользовательского поиска

Тысячу лет назад в африканском городе умели изготовлять стекло

В Турции найдено сверло возрастом 7,5 тыс. лет

Обнаружен древнейший артефакт Южной Америки

В Мехико нашли ацтекскую башню из черепов

В Перу обнаружены следы существовавшей 15 тыс. лет назад культуры

Культуру ацтеков показали в аутентичных ярких красках

Наскальные картины горы Дэл в Монголии

Древний город Тиуанако изучили с воздуха

Обнаружены «записи» о древней глобальной катастрофе

10 малоизвестных фактов о ледяной мумии Эци, возраст которой 5300 лет

Каменные головы ольмеков: какие тайны скрывают 17 скульптур древней цивилизации

В письменности инков могли быть зашифрованы не только цифры

В Мексике обнаружен двухтысячелетний дворец

Как был открыт самый большой буддийский храм Боробудур и почему его нижняя часть до сих пор не расчищена

Забытый подвиг: какой советский солдат стал прототипом памятника Воину-освободителю в Берлине

Люди проникли вглубь австралийского континента 50 тыс. лет назад

Неизвестные факты о гибели Помпеи

В пирамиде Кукулькана нашли ещё одну пирамиду

Кто построил комплекс Гёбекли-Тепе?

15 малоизвестных исторических фактов о Византийской империи, ставшей колыбелью современной Европы

История Руси: Что было до Рюрика?

15 мифов о Средневековье, которые все привыкли считать правдой