27.03.2008

Возраст 'европейца' отодвинули еще дальше в глубь веков

Антропологи, обследовавшие одну из пещер на северо-востоке Испании, объявили в четверг об обнаружении самых ранних из известных останков человека в Европе. Ученые утверждают, что древний человек обитал в этих местах 1,2 миллиона лет.

Эти уникальные ископаемые останки подтверждают гипотезу о том, что люди, покинувшие свой африканский дом, двинулись в Западную Европу гораздо раньше, чем полагали прежде.

В руках у ученых находится 4-сантиметровый фрагмент нижней челюсти с зубами. Он был найден в районе холмов Атапуэрка, к востоку от города Бургос, отмечается в статье, опубликованной на страницах журнала Nature.

Само место находки называется Сима дель Элефанте, там находится пещера глубиною в 18 метров и шириной в 15 метров, где и были найдены следы пребывания древнейших людей. Стойбище оказалось погребенным под несколькими метрами осадков и продуктов жизнедеятельности летучих мышей и других животных.

Слой почвы, в котором были найдены останки человека, насчитывает 1,1-1,2 миллиона лет. Возраст был определен с использованием углеродно-изотопного анализа и палеомагнетизма, который помогает определить возраст находки с помощью отклонений в магнитном поле Земли, оставляющих слабый сигнал в породах.

Среди других ископаемых останков обнаруженных в том же культурном слое - кости давно вымерших видов куницеобразных зверьков и мышей, а также инструменты, использовавшиеся в каменном веке для обработки камней.

Исследователи по главе с Эудальдо Карбонеллом из каталонского Института палеоэкологии и социальной эволюции, расположенного в Таррагоне, полагают, что найденные останки принадлежат Homo antecessor, одной из ветвей человекообразных существ, предшествовавших появлению на Земле Homo sapiens (людей разумных) и их загадочных двоюродных братьев неандертальцев.

Гипотеза о более раннем появлении древних людей в Европе появилась после обнаружения других мест обитания наших далеких предков в районе Средиземноморья. Очевидно, что люди, поселившиеся в Испании, мигрировали туда из Восточной Европы.

Самые ранние останки людей за пределами африканской колыбели человечества были найдены в Дманиси, Грузия, их возраст составляет примерно 1,8 миллиона лет.

До сих пор многие антропологи считают, что миграция на запад Европы шла медленно и осторожно, поскольку люди входили в неизвестные, девственные территории. До 1995 года не было прямых доказательств того, что человекообразные существа добрались до Европы ранее, чем 500.000 лет назад. Теперь эти сроки существенно отодвинуты в глубь веков.

1. MIGnews.com