В мифологии ряда народов "божья кара", ниспосланная на человечество и на все живое на земле.
По Библии, во время Всемирного потопа спаслись в ковчеге праведник Ной с семьей и по паре
"от всякой плоти".
История о Всемирном потопе является одним из самых распространенных мифов большинства народов,
населяющих нашу планету. Наиболее известно библейское повествование о том, как расплодившийся
после грехопадения род человеческий разделился на добрых и злых людей; последние стали преобладать.
При виде разнузданных пороков людей "раскаялся Господь, что создал человека на земле".
Среди погрязшего в грехах человечества оставался всетаки один благочестивый человек - Ной со своим
семейством, и вот ему-то Господь сделал откровение о своем решении истребить все живущее на земле
и повелел построить ковчег, на котором он мог бы спастись со своим семейством.
Библия сохранила и точные указания по строительству этого грандиозного судна. Ковчег строился по
предписанию свыше - из дерева "гофер" (возможно, кипариса) - и был осмолен внутри и снаружи.
Длина его была 300 локтей, ширина 50 локтей и высота 30 локтей. Если считать библейский локоть в
21 дюйм (или 50 см.), то это составит 150 м. длины, 25 м. ширины и 15 м. высоты.
В 1609 году некий голландец, Петр Янсен, в Гоорне построил корабль как раз по форме Ноева ковчега,
и оказалось, что такой корабль имеет гораздо большую вместимость (именно на одну третью), чем
обычные корабли, строившиеся в те времена. На верху ковчега было сделано длинное отверстие, в
локоть ширины, для доступа света и воздуха, а сбоку - дверь. Он состоял из трех ярусов, со
множеством отделений в них. Последние предназначались для животных, которых Ной должен был взять с
собой (по семи пар чистых и по паре нечистых), а также жизненных припасов. Ко времени окончания
построения ковчега Ною было уже шестьсот лет от роду. Не будем удивляться его долголетию,
подивимся лишь долготерпению Божию. Тот все еще ожидал пробуждения покаяния в людях; но все было
напрасно. Тогда, не видя больше никакой надежды на исправление греховного человечества, Господь
повелел Ною войти в ковчег. Ной повиновался и вошел в ковчег со своими тремя сыновьями, Симом,
Хамом и Иафетом, со своей женой и с женами своих сыновей, захватив и всех отобранных животных.
По прошествии семидневного срока "своды потопа пришли на землю, разверзлись все источники великой
бездны, и окна небесные отворились, и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей... Истребилось
всякое существо, которое было на поверхности земли, остался только Ной; и что было с ним в ковчеге".
В течении пяти месяцев все ыло покрыто водой, и только после этого времени вода пошла на убыль.
Ковчег остановился на горах Араратских. Когда земля совсем обсохла, Ной вышел из ковчега (пробыв в нем
ровно один год) и распустил животных для размножения на земле. В благодарность за свое спасение он
принес жертву Богу и получил торжественное обещание, что впредь уже никогда не будет потопа. Знамением
этого обетования была указана радуга, появившаяся на небе после дождя и говорящая о том, что это не
дождь потопа, а дождь благославения (Быт. VI-IX).
Библейское повествование о потопе находит себе аналогию в преданиях разных народов, у которых сохранилась
память о необычайной катастрофе, некогда погубившей первобытное человечество. Подобные предания, конечно,
не всегда полные и обстоятельные, распространены по всему земному шару, но в ближайших к Палестине
странах предания о потопе сохранились с наибольшей ясностью.
Литература:
А. Варкин, Л. Зданович, "Тайны исчезнувших цивилизаций", М. 2000.